Еще в июле 2016 ступили в силу новые поправки к закону о торговле, согласно которым новые договоры поставки между участниками потребительского рынка должны были быть заключены к 1 января 2017 года.

Поправки коснулись бонусов, которые поставщики, как правило, платят ритейлерам (в суму могут быть включены ретробонусы – кэшбек за объем покупок, а также маркетинговые, логистические и прочие услуги). Раньше такие бонусы могли составить до 10%, теперь максимальная планка всего 5%.

Кроме того, сокращены сроки оплаты полученной продукции для ритейлеров. Теперь они составляю от 8 до 40 дней, против 10 – 45 дней ранее. Это, без сомнений, повлечет за собой необходимость в увеличении оборотного капитала, который, как известно, финансируется собственными или, при отсутствии достаточной суммы, заемными средствами. Иными словами, плюсы изменений уже скоро ощутят на себе поставщики и производители продукции, а вот торговые сети попадут в менее выгодное положение. При этом, за навязывание услуг по продвижению продовольственных товаров торговым сетям грозит штраф от 2 до 5 миллионов рублей.

Ожидается, что в результате уменьшения размера выплат, получаемых ритейлерами, упущенная выгода и убытки будут перенесены на стоимость товаров, что не может не отразиться на конечных потребителях.
Для выявления недобросовестных участников потребительского рынка федеральная антимонопольная служба проведет проверки новых договоров до 14 марта 2017 г. Характер проверок будет выборочным.