12-тонникам пошли на уступки. В связи с огромным резонансом, вызванным возможным подорожанием продуктов питания из-за нового дорожного сбора, правительство решило снизить ставку сбора с 3,73 до 1,53 руб. за километр.

Итак, что же произошло и что так повлияло на решение правительства, в последний момент давшего добро на снижение ставки сбора? С одной стороны, риск подорожания на 15% продуктов питания, о котором предупреждали производители, позволил задуматься о размере ставки. С другой стороны, вред, причиняемый тяжеловесными автомобилями российским дорогам очевиден, эксперты называют цифру в 56% от общего ущерба — и кто за это должен платить?

Правительство выбрало компромиссное решение: до 1 марта 2016 года ставка зафиксирована на уровне 1,53 руб. (ранее — 3,73 руб.), после этой даты ставка возрастет до 3,06 руб. Следующее повышение до изначальных 3,73 руб. планируется на начало 2019 года.

Еще один важный момент на который нужно обратить внимание — это так называемый переходный период, отрезок времени, необходимый для перехода на новую систему. Вадим Живулин, директор Департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития, сказал о важности деликатного и лояльного подхода к предпринимателям, не успевшим по каким-либо причинам перейти на новую систему оплаты дорожных сборов, которая заработает с 15 ноября. Пока никаких документов, регулирующих и смягчающих ответственность в этот переходный этап нет. А ведь штраф для юрлиц за вторичное нарушение 1 миллион рублей.

Несколько слов о системе «Платон», через которую и будут осуществляться платежи. «Платон» — это небольшое электронное устройство, которое должно иметься на борту каждого большегруза. Время его эксплуатации определяется как долгосрочное, оплата дорожного сбора через систему производится посредством банковской карты. Альтернатива «Платону» есть — это оформление маршрутной карты, которое нужно осуществлять заблаговременно перед каждой поездкой. Для этого на грузовике должна быть установлена система ГЛОНАСС/GPS от оператора-концессионера, или подобное бортовое устройство, позволяющее отследить передвижения автомобиля.

По данным «Росавтодора» около 300 тысяч большегрузов приобрели систему «Платон», а общее количество такого транспорта в России 1,5 миллиона. Это еще раз говорит о важности смягчения санкций в переходный период.

В «Росавтодоре» подсчитали, что при дорожном сборе с большегрузов в размере 3,73 рубля доход бюджета мог бы составить около 40 млрд рублей. Сейчас же, когда ставка снижена почти в два с половиной раза поступления значительно уменьшатся. Останутся прежними только отчисления самому оператору «Платон», которому, согласно договору, в течение 13 лет будут перечислены в общей сложности 10,6 млрд рублей за создание и эксплуатацию системы.