За большую вывеску рекламного характера, размером в несколько квадратных метров, размещенную на фасаде многоквартирного дома жильцы могут брать деньги. Эти и другие вопросы разъяснил Верховный суд, объяснив также, какие вывески считать рекламными, а какие просто информационными.

Управляющая компания Хабаровска подала в суд на коммерческую организацию, разместившую на фасаде жилого дома две большие вывески, первая из которых была в виде плитки шоколада, длиною в два метра, содержащая информацию о наличии в доме кондитерской, а также график работы магазина, его ИНН и юридический адрес. Второй же баннер был размером около восьми метров и рассказывал всем жителям этого и близлежащих домов о наличии неподалеку магазина сладостей.

В суде представители управляющей компании, сославшись на закон «О рекламе», потребовали с кондитерской заплатить им за пользование жилым домом в корыстных целях, так как размещение громоздких вывесок явно нацелено на привлечение клиентов и обогащение.

Первоначально суд согласился с представителями управляющей копании, но следующая инстанция, окружной суд, высказал сомнения относительно их правоты. Проведя анализ, и учитывая тот факт, что вывески расположены непосредственно на том же здании, что и сама кондитерская, суд решил, что данные вывески носят информационный характер и к рекламе не относятся. Но это совсем не значит, что за это не нужно платить.

Приняв во внимание статьи 246 и 290 ГК РФ, также статью 44 ЖК РФ, областной суд постановил, что пользование общим имуществом многоквартирного жилого дома не может быть безвозмездным. С учетом этого, за любые вывески, даже не рекламные, их собственник должен платить. Дело было передано в Верховный суд.

Что касается первой, маленькой вывески, то ВС РФ отказал в иске сразу. Причина – положение закона «О защите прав потребителей», в котором сказано, что любая организация должна сообщить потребителям о себе, о своем адресе и часах работы. Первая вывеска, на их взгляд, и выполняет такую функцию, поэтому платить за нее не нужно. Кстати, этот вопрос был затронут и на пленуме Верховного суда, где пришли к выводу, что подобные вывески, хоть внешне и схожи с рекламой, на самом деле ей не являются.

Еще одним доводом в пользу признания маленькой вывески информационной и обязательной к размещению, стало постановление Хабаровской думы о правилах благоустройства города. Подробно описав типы вывесок и то, как и где они должны быть размещены, правила предусматривают, что все организации Хабаровска должны около центрального входа вывешивать информационные стенды с данными, которые необходимо знать потребителям, размером, таким же, как первая маленькая вывеска ответчика по делу.

А вот что касается второй, почти восьмиметровой вывески, то тут совсем другое дело. Вывеска не подпадает под положения закона «О защите прав потребителя», так как не содержит необходимой для потребителя информации. Кроме этого, ее размер слишком велик, что не позволяет признать ее информационной. Вывод: вывеска рекламная, и, соответственно, за ее размещение на фасаде жилого дома должна взиматься плата.

Вопросы о возможности использования общего имущества собственников жилого дома, в том числе его стен, должны обсуждаться на общих собраниях жильцов.