С 1 сентября вся система третейских судов будет пересмотрена. Обязательное лицензирование очистит нишу от некомпетентных организаций, а запрет на «карманные» третейские суды повысит репутацию этого вида судов и приблизит их работу к государственному уровню.

1 сентября 2016 года вступает в силу закон «Об арбитражном (третейском) разбирательстве в Российской Федерации», вводящий несколько важных изменений касательно третейских судов. Самыми важными из них можно назвать обязательное лицензирование деятельности третейских судов, что должно сократить их количество с полутора тысяч до 30-40, а также запрет так называемых «карманных» третейских судов, создаваемых при госкорпорациях.

После вступления в силу нового закона, третейский суд будет практически приравнен к судам общей юрисдикции и арбитражному суду, его полномочия будут расширены, решения обязательны к исполнению. К процессу исполнения судебных решений третейских судов появится возможность привлекать судебных приставов.

Российские третейские суды всегда были в стороне от государственной судебной системы, их работа была закрытой и распространялась в основном на решение сложных коммерческих конфликтов, со стоящими на кону огромными деньгами. Сегодня же третейские суды все более активно принимают участие в разборе гражданских споров, например, только за прошлый год третейские суды рассмотрели более 10 тысяч споров по сложным задолженностям, переданных Сбербанком.

Третейские суды, которых, кстати сказать, в России зарегистрировано в три раза больше, чем в европейских странах, призваны помочь загруженным арбитражным судам, ведь современный третейский суд не только рассматривает дело, но и обеспечивает принудительное исполнение своего решения.

Еще в 2014 году президент говорил о необходимости повысить авторитет третейских судов, довести применяемые ими механизмы разрешения споров до европейского уровня. Введение лицензирования деятельности третейских судов во многом поможет решить поставленную задачу, ведь благодаря этому в системе останутся только компетентные и независимые представители.

Основные положения закона уже приняты, но вот некоторые важные нюансы предстоит доработать. Речь идет об условиях лицензирования деятельности третейских судов, которые прописаны в законе нечетко и запутано. До сих пор не понятно, какими критериями должен обладать третейский суд чтоб получить лицензию. Но ясно одно: контроль со стороны государства за этим видом судов после вступления в силу закона будет повышен.