• Можно ли нарушить сроки направления претензий и если да, то на сколько?
  • Каким образом лучше отправлять претензию?
  • Какие последствия может повлечь подписание претензии неуполномоченным лицом?

Ни для кого не секрет, что если одна из сторон, заключивших договорные отношения, нарушает обязательства, то вторая сторона может обратиться в суд исключительно после того, как направит соответствующую претензию своему контрагенту.

В содержании претензии обязательно должны быть указаны нарушения и рекомендуемые сроки их устранения. В случае, если в соответствии с этими сроками обязательства так и не были исполнены, вторая сторона может на законном основании обращаться в суд.

Однако, при этом важно, чтобы истцом был соблюден претензионный порядок, в противном случае, суд имеет право вернуть исковое заявление или просто оставить его без рассмотрения, что, безусловно, не соответствует интересам истца.

На деле встречается множество ситуаций, когда истец направил претензию ответчику по всем правилам, однако, последний всё равно ссылается на нарушение порядка, указывая в причинах либо нарушение сроков, либо подписание неуполномоченным лицом, либо отсутствием необходимых документов, либо вообще утверждает, что никакой претензии не получал.

Что же делать в такой ситуации и как защитить себя от недобросовестного поведения контрагента? Давайте разбираться! Ведь на каждое из данных заявлений всегда можно найти веские контраргументы.

«ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ ОТВЕТА НА ПРЕТЕНЗИЮ МОЖНО ПРЕДУСМОТРЕТЬ НЕУСТОЙКУ»

Вообще, сроки для направления претензий могут быть закреплены либо в законе (в основном 30 дней), либо в договоре (чаще всего 10 дней). Однако, даже если истец не пренебрег этими положениями и направил претензию в срок, он всё равно может столкнуться с ситуацией, в которой контрагент либо проигнорирует претензию, либо ответит значительно позже установленного в положениях срока. Позже таким ответчикам не составит особого труда убедить суд в том, что на самом деле ничего не получал и именно истец нарушил претензионный порядок.

Нарушение установленного срока предъявления претензии. Стоит отметить, что чаще всего суды очень лояльно относятся к такому «нарушению» и считают, что это не является поводом для установления каких-либо препятствий для рассмотрения спора, а также для судебной защиты истца. Причем это касается как нарушения сроков, установленных законодательством, так и тех, что устанавливаются в договоре.

Однако, важно понимать, что в любом случае есть разумные сроки, которые нельзя нарушать. Так, например, если вы предъявите претензию к продавцу принтера о ненадлежащем качестве товара и несоответствии заявленным требованиям спустя 5 месяцев после покупки (хотя в договоре было указано 30 дней), то суд откажется удовлетворять иск о расторжении договора купли-продажи со стопроцентной вероятностью.

Нарушение контрагентом срока ответа на претензию. В случае, когда договором не предусмотрены сроки ответа на претензию, ее игнорирование контрагентом никак не сможет повлиять на рассмотрение и ход дела. Однако, есть возможность прописать меры ответственности в договоре, чтобы заранее подстраховать себя от наступления такой ситуации. К данным мерам можно отнести, например, неустойку. Только в таком случае ответчик может понести ответственность.

Каким образом лучше направлять претензию? Претензию лучше всего направить ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Такая процедура позволит исключить сомнения суда на предмет содержимого в этом почтовом отправлении.

«НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ОТПРАВЛЯТЬ ПРЕТЕНЗИЮ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ РАЗМЕРА ИСКОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ»

Возможно и такое, что соблюдение претензионного порядка может вызвать сомнение в случае, когда непосредственно в течение судебного процесса истец решил увеличить сумму заявленных исковых требований. На самом же деле, истец имеет право сделать это в любой момент времени до принятия судебного акта, который заканчивает рассмотрение дела и не обязан соблюдать претензионный порядок в данной части.

«ПРЕТЕНЗИЮ МОЖЕТ ПОДПИСАТЬ ДАЖЕ НЕУПОЛНОМОЧЕННОЕ ЛИЦО»

Претензию имеет право подписать даже неуполномоченное лицо, в случае, если на него имеется доверенность с четким указанием на право подписывать претензии. Во избежание всяких вопросов, копию такой доверенности желательно направить ответчику вместе с претензией, а также предоставить данный документ в суде. Положительная судебная практика по данному вопросу имеется. Все это нужно сделать, чтобы лишний раз подстраховать себя, однако, в судебной практике имеются случаи, когда суд вставал на сторону истца и без всяких подобных процедур, т.к. как правило претензия оформляется на фирменном бланке организации, в ней указаны все требования, а ответчик, например, не потрудился заранее узнать, действительно ли данная инициатива исходила от истца, а значит сей факт для него был очевидным.

«В ПРЕТЕНЗИИ ЖЕЛАТЕЛЬНО УКАЗАТЬ О ТОМ, ЧТО СУММА ШТРАФА ЯВЛЯЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ НА ДАТУ ПОДАЧИ ПРЕТЕНЗИИ»

Очевидно, что направляя претензию взыскатель надеется на погашение задолженности в досудебном порядке, а значит рассчитывает неустойку или проценты именно на момент предъявления претензии. Однако, к моменту времени, когда дело доходит до суда, данная сумма успеет увеличиться, поэтому сумма, указанная в иске может отличаться от суммы, указанной в претензии в положительную сторону.

Для того, чтобы у суда не возникло никаких вопросов, и чтобы он не усмотрел в этом никакого нарушения претензионного порядка необходимо обязательно использовать такой способ, как указание в претензии, что неустойка (иные штрафные санкции) рассчитана непосредственно на дату подачи претензии. Можно использовать и другой способ — ходатайствовать об увеличении размера исковых требований уже непосредственно во время рассмотрения дела.

«С ПЕРВОГО ИЮНЯ 2016 года ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК БУДЕТ ОБЯЗАТЕЛЕН ДЛЯ ОСНОВНОЙ МАССЫ СПОРОВ»

Данное нововведение связано с Законом о внесении изменений в АПК РФ, который предусматривает введение обязательного претензионного порядка разрешения ряда споров в арбитражных судах (Федеральный закон от 02.03.2016 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»).

Данное правило гласит, что арбитражный суд не будет принимать иски к рассмотрению в случае, если до этого сторонами не было предпринято никаких мер по досудебному урегулированию спора.