В Китае скупают российские товары благодаря российскому национальному павильону на Tmall Global — подразделению Alibaba Group, лидера электронной коммерции.

Ни для кого не секрет, что доля товаров, купленных россиянами в Китае с помощью интернета с каждым годом растем в геометрической прогрессии. Но сегодня Россия готова сама выступить в роли экспортера и обеспечить жителей Поднебесной не только такими ресурсами, как нефть и древесина, как это было раньше, но и косметикой, продуктами, техникой, игрушками и др.

Пётр Фрадков — генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) поделился своей точкой зрения на происходящее, отметив, что потенциал данного экспортного канала колоссальный. Это подтверждается тем фактом, что выручка Тmall Global (аудитория которой насчитывает почти 150 000 000 пользователей) за день превысила среднюю ежемесячную выручку.

Говорил он также и о существующих проблемах:

Первая – это неосведомленность покупателей из Китая о России и продуктах, которые она предлагает. Пока что РЭЦ решает эту проблему путем повышения узнаваемости брэнда «Сделано в России», однако, необходима и поддержка на более высоком уровне.

Вторая – это высокие издержки на транспортировку товаров, а также далекие от идеала сроки доставки – иногда срок годности товара успевает истечь до того, как товар добирается до пункта назначения. Это связано с тем, что товары доставляются по морю, что весьма временнозатратно. Есть альтернатива – железнодорожное сообщение. Однако, такой вид доставки обходится недёшево. Кроме того, небольшие предприятия не имеют возможностей загрузить товарный поезд целиком. В качестве решения данной проблемы предлагается создание пары транспортно-логистических узлов – центров объединения многих мелких партий от разных экспортеров. Возможно, Китай тоже поддержит такую инициативу, ведь эти поезда можно обеспечить обратной загрузкой – товарами из Китая для Россиян.

Все эти инициативы остро нуждаются в интеграции российских операторов в одну большую и эффективную логистическую экосистему зарубежных торговых площадок, а также в развитии каналов экспресс-доставки.

Налаженные пути транспортировки, договоренности с китайскими операторами по поводу обеспечения сохранности грузов и необходимых температурных режимов позволят без проблем экспортировать в Китай даже мороженое — единственный молочный продукт, который мы можем ввозить в Китай на данный момент. Уже в этом гожу объем поставок этого лакомства вырос более, чем в 15 раз, а при соблюдении всех требований к хранению обеими сторонами и росте спроса на российские товары, в следующем году этот показатель станет еще больше.

Помимо мороженого, в планах России поставлять и другое продовольствие, различную молочную и мясную продукцию. В данный момент делается все необходимое для снятия барьера на их экспорт.

Кроме того, предполагается, что будет спрос и на алкоголь, а в частности русскую водку. В этих целях сейчас минэкономразвития планирует отменить запрет на ее продажу по Интернету.  Для успешной реализации амбициозных планов важно обеспечить максимальный контроль за соблюдением ограничений по времени продаж и реализации продукта лицам, младше 18 лет с одной стороны, а также за отражением продаж в ЕГАИС с другой. При этом, возможность продажи алкоголя в Интернете допустят исключительно через аккредитованные сайты в соответствующей организации с возможностью их досудебной блокировки, а оплата алкоголя будет возможно только с помощью банковской карты. Для успешной трансграничной интернет-торговли алкогольными напитками, важно добиться согласия партнеров России по ЕЭС. В данный момент страны ЕЭС и евразийская экономическая комиссия запросили дополнительные подтверждения целесообразности подобного шага.

Сейчас, чтобы «устроиться» в павильоне на Tmall, компании могут действовать по двум схемам:

Первая - работа с оператором площадки, располагающей инструментами определения оптимальной стоимости товара для размещения, его конкурентоспособность, прогнозируемые объемы продаж, сроки оборачиваемости и проч.

Вторая – самостоятельная работа компании с принятием на себя всех расходов, рисков и обязательств по размещению, логистике, оформлению необходимых документов. Иными словами, виртуальная полка на Tmall в рамках павильона берется «в аренду», а оператор, в свою очередь, осуществляет исключительно техническую поддержку работы компании на площадке.

Ко всему прочему, в рамках создания новых каналов сбыта, планируется создание такой IT-системы, которая дала бы небольшим компаниям полный объем различных инструментов, с помощью которых «малыши» получили бы поддержку как в информационном, так и в финансовом плане (за счет сокращения издержек выхода на новые рынки) и построили бы свою экспортную деятельность максимально эффективно.

Пилотное название проекта – «Единая среда экспортера». Его развитие предусмотрено с учетом частных инвестиций влиятельных участников рынка. Подготовка технических требований готова начаться в любой момент, а пока предложение по созданию проекта рассматривает Правительство.

Помимо всех нововведений Минэкономразвития заявило, что число жалоб граждан на интернет-торговлю растет с каждым годом и скоро может достигнуть 200 тысяч в год обращений в год, а это значит, необходима разработка системы эффективного внесудебного урегулирования споров между онлайн-продавцами и покупателями.

ыыы