Закон о защите прав потребителей в скором времени превратится в кодекс. Будет разработана единая стратегия по совершенствованию защиты прав потребителей, сами же потребители будут разделены на группы по степени уязвимости.

На сегодняшний день система по защите прав потребителей состоит из основного «Закона о защите прав потребителей», а также статей, содержащихся в специализированных законах. Из-за такого разброса законодательных норм простому человеку зачастую бывает сложно в них разобраться, найти нужную статью. Новый кодекс же будет представлять собой сборник абсолютно всех законодательных материалов, касающихся взаимоотношений производителя (продавца) товаров и услуг и покупателя.
С кодексом будет легко работать, так как статьи в нем будут разбиты по потребительской тематике: например, туризм, авиаперевозки, грузоперевозки, розничная торговля и т.д. Также кодекс будет содержать общие вопросы (оплата госпошлин, возмещение морального ущерба и т.д.), и специальные вопросы (правила раскрытия информации, сроки возврата денег и прочее).
Кодекс будет разрабатываться единолично Роспотребнадзором, что является положительным моментом, так как ранее вопросы защиты прав потребителей упоминались во многих законопроектах и проходили через разные комитеты Госдумы. Это вносило определенную путаницу и разрозненность, приводящую к принятию законов, которые наоборот ущемляли, а не защищали права потребителей.
Кстати, создание такого кодекса будет касаться не только нашей страны, но и других стран мира, так как данные рекомендации содержатся в новых Руководящих принципах ООН и документах ОЭСР. Подобные кодексы уже успешно работают в некоторых странах, например, в Бразилии, где кодекс существует уже более 20 лет и отлично себя зарекомендовал. По словам представителей ООН и ОЭСР, возможно, именно бразильский кодекс будет взят за образец и другими странами.
Что касается ранжирования потребителей по степени уязвимости, то здесь замначальник управления Роспотребнадзора Светлана Мухина говорит о трех группах потребителей: обычные, у которых все замечательно; потребители, периодически попадающие в неприятные ситуации; и потребители, постоянно попадающие в неприятные ситуации, как правило, это люди пожилого возраста. Для последней группы населения будут разработаны особые меры по защите, которые сейчас усиленно обсуждаются.
Появление нового кодекса в России ожидается в ближайшей перспективе, через 3-5 лет.