Готовится проект по пересмотру законодательных актов, вменяющих бизнесу необоснованные ограничения, запреты, излишние обязанности. Каждый закон будет оценен по таким критериям, как общественная значимость проблемы, рассматриваемой в нем, количество затрагиваемых законом предпринимательских субъектов и др.

Планируется пересмотреть около двухсот законодательных актов, касающихся предпринимательской деятельности, принятых с 2013 года по первую половину 2015 года. Каждый закон будут оценивать с точки зрения нескольких критериев, в первую очередь, будет оценена степень фактического воздействия на работу российских предпринимателей того или иного законодательного акта.

Ранее такой анализ не проводился, но сегодня, когда жалобы и просьбы со стороны бизнеса и связанных с ним лиц на необоснованные ограничения и обременительные обязанности стали более настойчивыми, Минэкономразвития приняло решение проанализировать уже действующие нормативные акты и внести в них необходимые изменения.

Министерством уже подготовлена методика, позволяющая рассчитать стандартные издержки бизнеса при выполнении положений определенного законодательного акта.

Проблема российского законотворчества в том, что зачастую в практику внедряются новшества, не доведенные до ума, без подсчетов нагрузки на бизнес и на государственные органы, без подсчета времени и сил, необходимых для реализации законопроекта. Вадим Живулин, директор департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития, называет законотворчество прежде всего математикой, ведь без тщательных математических расчетов реализация новых проектов рискованна.

Процедура ОРВ (Оценка регулирующего воздействия) существует уже около пяти лет. За время ее существования экспертами было оценено более 4,5 тысяч законодательных актов, из которых более трети было «забраковано». В 2015 году более 35% подвергнутых процедуре ОРВ актов были свернуты, признаны некорректными или избыточными для бизнеса. Но некоторые из них были приняты несмотря на отрицательное заключение, например, закон, вводящий плату для грузовиков весом свыше двенадцати тонн за пользование федеральными трассами, а также вводящий сбор с кассовых аппаратов, оснащенных функцией онлайн-передачи расчетных данных в налоговую инспекцию.

Решение ОРВ, безусловно, принимается во внимание, но все-таки имеет рекомендательный характер. Система законотворчества построена таким образом, что рассмотрев все мнения, которые могут быть абсолютно противоположными, законодатели должны выбрать наиболее верный вариант, благоприятный для всех задействованных сторон.

Новая процедура по оценке фактического воздействия (ОФВ) законодательных актов на работу бизнеса вступит в силу только в 2017 году, сейчас же проводятся испытания с целью отработать механизмы проведения оценки.

Кстати, уже в этом году заработают новые правила, по которым инициатор закона, предусматривающего для бизнеса новые налоги или другие обременительные выплаты, должен будет предложить варианты снижения уже существующей нагрузки на бизнес, компенсируя тем самым издержки предпринимателей.