При организации воинского учёта, следует руководствоваться Методическими рекомендациями по ведению воинского учёта в организациях, утв. Генштабом Вооружённых Сил РФ 11.07.2017 (далее — Методические рекомендации).
Если организация ранее не вела воинский учёт (например, была недавно создана), нужно поставить её на учёт в военкомате (если военкомат отсутствует, то в органе местного самоуправления по месту регистрации организации). Если у организации есть филиалы, достаточно встать на учёт в военкомате только по месту регистрации головного подразделения. С перечнем всех военных комиссариатов России можно ознакомиться на сайте Министерства обороны России.
Поскольку на данный момент отсутствует порядок постановки организации на воинский учёт, утверждённый нормативными актами, процедура может отличаться в зависимости от местности и военного комиссариата. Поэтому рекомендуем обратиться в местный военкомат (ОМС) для получения дополнительных разъяснений о порядке постановки на учёт и необходимых для этого документах. Ниже приведём рекомендации, которые актуальны для большинства случаев постановки организации на учёт.
В большинстве случаев для того, чтобы встать на учёт в местном военкомате, организации потребуется собрать пакет документов, в который входят:
Перед подачей документов в военкомат или ОМС следует уточнить их перечень непосредственно в военкомате или ОМС.
Как следует из приложения к Методическим рекомендациям, в котором приведён перечень основных вопросов, по которым проверяется работа по ведению воинского учёта, организация должна:
Это означает, что перед изданием и утверждением указанных документов организация должна направить их проект в военкомат и получить одобрение. На практике это требуется не всегда, т. к. часто военкоматы принимают уже утверждённые организацией документы. Этот момент также стоит уточнить в местном военкомате.
Собранный пакет документов необходимо представить в военкомат. После этого, если документы будут приняты, нужно получить в военкомате справку о постановке организации на учёт. Если организация уже существует какое‑то время, но не состоит на учёте в военкомате или в органе местного самоуправления, то встать на учёт можно в любой момент.
Ответственности за сам факт не постановки на учёт организации нет, однако без этого сдавать
в военкомат необходимую отчётность будет затруднительно, а не сдача обязательной отчётности по воинскому учёту может повлечёт ответственность.
Лицо, ответственное за ведение в организации воинского учёта, обязано сообщать в военный комиссариат, в котором состоит на воинском учёте работник, или в орган местного самоуправления (в случае отсутствия военкомата) об изменениях сведений о таком работнике, а также другую информацию о работниках, подлежащих воинскому учёту, необходимую для ведения воинского учёта.
Виды отчётности, представляемой в военкомат, и сроки её сдачи приведены в таблице.
Отчёт | Какие сведения содержит | Сроки сдачи |
Уведомление об изменениях сведений о гражданах, состоящих на воинском учёте | О работниках, у которых изменилось семейное положение, образование, структурное подразделение или должность, местожительство или место пребывания, состояние здоровья | В течение 5 дней со дня изменения сведений |
Уведомление о приёме на работу или увольнении сотрудника, подлежащего воинскому учёту | О приёме или увольнении военнообязанного работника | В течение 5 дней со дня приёма или увольнения |
Уведомление о работниках, вставших и не вставших на воинский учёт | О работниках, которые состоят на воинском учёте и не состоят, но обязаны состоять на воинском учёте | В течение 3 дней со дня, как выявили такого сотрудника, или в течение 2 недель со дня получения запроса от военкомата |
План работы по ведению воинского учёта и бронированию граждан | О планах работодателя по ведению воинского учёта в течение года | До 31 декабря |
Список работников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт в следующем году, в алфавитном порядке | О сотрудниках, которым в следующем году исполняется 17 лет | Ежегодно по запросу военкомата до 1 ноября |
Анкета на сотрудника для первоначальной постановки на воинский учёт | Об увлечениях, знаниях и особенностях поведения сотрудника | Ежегодно по запросу военкомата до 1 ноября |
Карточка учёта организации |
Общая численность
военнообязанных сотрудников, количество тех, кто пребывает в запасе или бронировании |
До 31 декабря |
Список сотрудников для сверки учётных сведений о воинском учёте | Все данные воинского учёта каждого сотрудника организации | Не реже 1 раза в год в дату, установленную военкоматом |
Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время | Об обеспеченности трудовыми ресурсами из числа граждан, которые пребывают в запасе, на период мобилизации и на военное время | До 31 декабря |
Отчёт о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе | Численность работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (если есть забронированные сотрудники) | До 31 декабря |
Воинскому учёту подлежат категории работников, перечисленные в законе. В частности, учёту подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет (с 01.01.2024 — от 18 до 30 лет), обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе призывники);
Следующие категории граждан не подлежат воинскому учёту:
Вести воинский учёт в организации должно ответственное лицо (лица), уполномоченное (-ые) на это руководителем организации. Для назначения ответственного (-ых) за ведение воинского учёта, а также организации его (их) работы, нужно выполнить действия, перечисленные ниже.
Определение количества лиц, ответственных за ведение воинского учёта
Количество работников организации, в функции которых входит осуществление воинского учёта, напрямую зависит от количества военнообязанных сотрудников организации, подлежащих воинскому учёту. Работник может вести воинский учёт как в режиме полной занятости, так и по совместительству.
Установлены следующие нормы численности работников, осуществляющих воинский учёт:
Количество работников, которые ведут воинский учёт в организации, определяется работодателем на год вперёд исходя из количества военнообязанных сотрудников по состоянию на 31 декабря предшествующего года.
Оформление трудовых отношений с лицами, ответственными за воинский учёт
Если для ведения воинского учёта в организацию на работу принимается новый сотрудник (например, специалист по воинскому учёту), то при заключении с ним трудового договора необходимо прописать в нем соответствующие должностные обязанности. Должностные обязанности такого сотрудника можно указать в должностной инструкции.
Если обязанности по ведению воинского учёта в организации возлагаются на уже работающего сотрудника, необходимо внести соответствующие изменения в его трудовой договор. Для этого нужно заключить с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору, которым включить в него новые должностные обязанности.
Издание приказа об организации воинского учёта
В приказе об организации воинского учёта указываются лица, ответственные за ведение воинского учёта в организации. Такой документ издаётся при образовании организации и далее ежегодно перед началом календарного года. Прежде чем издавать такой приказ, следует составить его проект и согласовать его с военкоматом.
Приказ утверждается руководителем организации только после согласования. О том, каким образом проходит согласование, рекомендуем уточнить в своём военкомате. Как правило, для этого необходимо лично предоставить проект приказа в военкомат для ознакомления
Организация работы сотрудников, занимающихся ведением воинского учёта
В случае, когда воинский учёт в организации ведут два (или более работника), они объединяются в специальное подразделение организации — военно-учётный стол (ВУС).
Распоряжение о создании такого подразделения организация может:
Для работников, которые отвечают в организации за ведение воинского учёта, следует выделить отдельное помещение. В нем следует установить железные шкафы (сейфы) для хранения документов по воинскому учёту.
Передача обязанностей на время отсутствия ответственного за воинский учёт
В случае временного отсутствия на работе сотрудника (-ов), осуществляющего (-их) воинский учёт, руководителю организации необходимо назначить на его (их) место другого работника (-ов) – заместителя (-ей). Фамилия, имя и отчество такого заместителя также должны быть указаны в приказе об организации воинского учёта. На период замещения отсутствующего работника его заместитель принимает все необходимые документы для ведения воинского учёта на основании оформленного в организации акта. Унифицированная форма такого акта нормативными документами не утверждена, поэтому разработать её нужно самостоятельно.
Составление плана работы по воинскому учёту и бронированию граждан
Для ведения воинского учёта нужно составить план работы по организации воинского учёта граждан (далее — План). В него следует включить все мероприятия по воинскому учёту, которые нужно выполнить в течение года, а затем напротив каждого мероприятия проставлять отметку о проведении мероприятия.
Прежде чем подписать План у руководителя организации, следует согласовать его с военкоматом, в котором стоит на учёте организация-работодатель. О том, каким образом происходит согласование Плана, лучше уточнить в военкомате. Поскольку в Методических рекомендациях не прописан порядок действий, процедура согласования может отличаться в зависимости от региона и военкомата.
После согласования План подписывается руководителем отдела кадров, лицом, ответственным за ведение воинского учёта, а также утверждается руководителем организации. План следует обновлять раз в год. Согласование с военкоматом Плана на следующий год происходит до 31 декабря текущего года. Если в течение года в План вносятся изменения, их также следует согласовать с военкоматом.
Оформление карточек работников, подлежащих воинскому учёту (Форма № 10)
Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учёта, регламентирующая ведение воинского учёта в организации, утверждена приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 (далее — Инструкция).
Воинский учёт работников-призывников и военнообязанных ведётся на основании специальной карточки гражданина, подлежащего воинскому учёту в организации, по Форме № 10.
Такую Карточку нужно оформить на каждого сотрудника, который подлежит воинскому учёту. Размер бланка Карточки — 210 × 297 мм. На лицевой стороне отражаются личные данные работника, а на оборотной — информация о воинском учёте, приёмах, переводах и увольнениях, а также дополнительные сведения. Вести такую Карточку необходимо одновременно в бумажном и электронном форматах.
Что нужно для заполнения Карточки работника, подлежащего воинскому учёту
Для заполнения Карточки работодателю понадобятся:
Кроме того, для заполнения Карточки у сотрудника следует уточнить сведения об образовании, месте работы, должности, месте жительства или пребывания на срок более 3 месяцев, семейном положении, а также другие необходимые для заполнения Карточки сведения.
Как оформить и заполнить Карточку работника, подлежащего воинскому учёту
Карточки формируются и ведутся одновременно в электронном и бумажном виде. Вносить изменения в базу данных электронных Карточек, а также распечатывать их вправе только работник, который ведёт воинский учёт в организации.
Бумажную Карточку следует заполнять шариковой ручкой (чернилами чёрного, фиолетового или синего цвета). Почерк должен быть чётким, разборчивым, без помарок и неустановленных сокращений. Записи о семейном положении, адресе места жительства (места пребывания), в т. ч. фактического, номере телефона вносятся в Карточку карандашом. Карточку можно сформировать в электронном виде, а затем распечатать.
Поля Карточки «Сверка с документами воинского учёта» и ”Сверка с военным комиссариатом» заполняются сверху вниз простым карандашом. Дата сверки проставляется в формате ЧЧ.ММ.ГГ, затем работник организации ставит подпись (например, 24.02.22 Петрова).
FLC - предоставляет комплексное сопровождение по кадровому учету коммерческих компаний в России. Мы работаем по 10 направлениям:
- Кадровый аутсорсинг
- Прохождение проверок Роскомнадзора
- Воинский учет
- Защита персональных данных
- Кадровый аудит
- Консультации по трудовому праву
- Восстановление кадрового учета и документооборота
- Прохождение проверок Трудовой инспекции
- Миграционный учёте
- Трудовые споры (представляем интересы Работодателей)
- Используете самые современные и эффективные методы управления коллективом
- Вы не тратите время на поиск сотрудника, на управление и контроль за его работой
- Не платите соц.налоги - 30,2 %
- Получаете готовые процессы работы, встроенные в Ваш бизнес
- Используете самые современные и эффективные методы управления бизнесом.
- Расширяете возможности, получая проактивную команду специалистов по цене одного